kalinzar (kalinzar) wrote,
kalinzar
kalinzar

Categories:

СОВООКАЯ БОГИНЯ

Керамический арибалл в форме совы. Коринф, 2-я пол. VII в. до н.э., Лувр.

Посвятив предыдущий пост совам, я сразу же подумал, что неплохо было бы уравновесить его другим (или даже несколькими), где была бы проиллюстрирована «совиная» тема в искусстве. Это будет первый…



Как известно каждому, сова – священная птица Афины; но не все знают, что сова Афины – это не абстрактная сова-вообще, а совершенно конкретный вид птиц, нередко встречающийся поблизости от человеческого жилья – а именно домовый сыч (Athene noctua). Интересной особенностью биологии домового сыча, отличающей его от большинства других сов, является его частое гнездование в норах и скалах ( большинство других видов сов предпочитает дупла деревьев). Эта особенность, равно как и связь этой птицы с человеческими поселениями, во многом предопределила ту почетную роль, которую отвели домовому сычу древние греки: он мыслился, как посредник между мирами: миром людей и миром окружавшей их природы, а также миром «верхним» и миром «нижним». В самом деле, ведь он, как и всякая птица, мог летать, и, стало быть, отчасти принадлежал «верхнему» миру, но при этом был порождением «нижнего» – об этом ясно говорило ежегодное появление «из под земли» новых поколений этих загадочных существ с человеческим ликом, на котором светятся громадные, вещие глаза божества…






На этом древнейшем, хтоническом этапе развития мифологии сова была не атрибутом богини мудрости, как во времена классики, а САМОЙ этой богиней (кстати, этому факту созвучно и вышеприведенное классификационное латинское название домового сыча: «сыч Афина»…) Как писал А.Ф. Лосев, «Для эпохи последовательного зооморфизма … cовиный вид Афины Паллады есть центральное содержание мифа об Афине» (А.Ф. Лосев. Античная мифология в ее историческом развитии, М.,1957, стр. 20). Удивительно, однако, что даже в классические времена, когда, казалось бы, о прежнем совином облике Афины напоминал лишь ее гомеровский эпитет «совоокая», этот древнейший пласт мифологии не был еще полностью изжит и отринут – о чем свидетельствуют сохранившиеся изображения светлой олимпийской богини-воительницы в образе сыча (NB: роспись краснофигурная, т.е. уже классическая):
.



Ойнохойя с изображением Афины в образе совы. 410-390 гг. до н.э., Лувр.



Священный образ совы чаще всего служит для украшения не повседневных, а ритуальных, культовых предметов; к ним, по-видимому, относится и особый тип скифоса с асимметрично расположенными ручками – т.н. «глаукс» (по-гречески «сова, сыч»; исследователи считают, что сам этот сосуд является условным изображением совы: горизонтальная ручка – «хвост», а вертикальная – «клюв»):



Глаукс. V в. до н.э., Музей Эшмолиэн, Оксфорд.

Характерно, что рядом с сычом на глауксе мы видим ветви оливы. Если вдуматься, то олива, священное дерево Афины, такой же посредник между «верхним» и «нижним» миром, как и сыч – так же выходит из под земли и устремляется вверх, к небу (то есть символический ключ у них, по существу, общий…)


Есть еще один, особый класс предметов - хотя и повседневных, но, в то же время, и «магических» - которые в Афинах почти всегда украшались изображением божественной покровительницы полиса - и также, зачастую, оливковой ветвью:




Афинская монета. (Судя по всему, монеты в Афинах начали чеканить при тиране Писистрате, то есть лишь во второй половине VI века до н.э.)





Волютный кратер, изготовленный на территории греческих колоний в Италии. Около 360 г. до н.э., Лувр.


И все же, к наступлению классической эпохи древние культы хтонических, «подземных» божеств уступили свое место «небесному», олимпийскому культу; менялась и сама мифология. Многие боги, по происхождению «подземные», стали приобретать «небесные» черты – так, грозный бог-губитель, «податель жизни и смерти» Аполлон, воплощением которого также служили  "подземные" существа: волки и мыши, трансформировался в благостного бога света и искусств. Подобно ему, исходно хтоническая Афина (Афина-сова, Афина-змея) ко времени классики уже стала «верхней», светлой богиней – дочерью небесного отца, появившейся на свет из его головы, а вовсе не из подземных глубин… В декоре этого позднеклассического кратера ясно прочитывается ее противопоставление колебателю земли (а, стало быть, властителю «нижнего мира»), владыке морской бездны Посейдону. Их противостояние подчеркнуто и тем, что сова Афины расположена в верхней, а морское чудовище Посейдона – в нижней части колонны. Здесь сова – уже лишь атрибут, так же, как и в руках римской Минервы из Лувра:



Image Hosted by pixs.ru
Минерва, мрамор и оникс, II в. н.э.

 
Впрочем, мраморные голова и руки этой статуи, за неимением подлинных, были добавлены лишь в XVIII веке – так что сова эта, увы, все же не античная… Зато ниже перед нами подлинный греческий образ великой богини Афины, обозначавший ее вечное присутствие на Афинском Акрополе наряду со скульптурами великого Фидия:




Статуя совы с афинского Акрополя. V в. до н.э.
Tags: Древняя Греция, История искусства, анималистика, совы
Subscribe

  • С НОВЫМ ГОДОМ И РОЖДЕСТВОМ!

    Фигурка бычка. Гипс, пигмент, лак, краска. (образец - бычок из Урука, 3-е тыс. до н.э. Известняк, с инкрустацией)

  • АНИМАЛИСТИКА-5

    Давненько не брал я в руки шашек кошек - В общем, не выкладывал здесь плодов своего анималистического рукотворчества. Кот с рыбой…

  • НОВОГОДНЕЕ КУКАРЕКУ

    Бронзу в этом году ниасилил. Пришлось удовольствоваться керамикой... Моя имитация эллинистической (римской?) терракоты, изображающей Эрота верхом…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments