?

Log in

No account? Create an account
kalinzar
СОВООКАЯ БОГИНЯ 
27th-Dec-2009 09:17 am
Керамический арибалл в форме совы. Коринф, 2-я пол. VII в. до н.э., Лувр.

Посвятив предыдущий пост совам, я сразу же подумал, что неплохо было бы уравновесить его другим (или даже несколькими), где была бы проиллюстрирована «совиная» тема в искусстве. Это будет первый…



Как известно каждому, сова – священная птица Афины; но не все знают, что сова Афины – это не абстрактная сова-вообще, а совершенно конкретный вид птиц, нередко встречающийся поблизости от человеческого жилья – а именно домовый сыч (Athene noctua). Интересной особенностью биологии домового сыча, отличающей его от большинства других сов, является его частое гнездование в норах и скалах ( большинство других видов сов предпочитает дупла деревьев). Эта особенность, равно как и связь этой птицы с человеческими поселениями, во многом предопределила ту почетную роль, которую отвели домовому сычу древние греки: он мыслился, как посредник между мирами: миром людей и миром окружавшей их природы, а также миром «верхним» и миром «нижним». В самом деле, ведь он, как и всякая птица, мог летать, и, стало быть, отчасти принадлежал «верхнему» миру, но при этом был порождением «нижнего» – об этом ясно говорило ежегодное появление «из под земли» новых поколений этих загадочных существ с человеческим ликом, на котором светятся громадные, вещие глаза божества…






На этом древнейшем, хтоническом этапе развития мифологии сова была не атрибутом богини мудрости, как во времена классики, а САМОЙ этой богиней (кстати, этому факту созвучно и вышеприведенное классификационное латинское название домового сыча: «сыч Афина»…) Как писал А.Ф. Лосев, «Для эпохи последовательного зооморфизма … cовиный вид Афины Паллады есть центральное содержание мифа об Афине» (А.Ф. Лосев. Античная мифология в ее историческом развитии, М.,1957, стр. 20). Удивительно, однако, что даже в классические времена, когда, казалось бы, о прежнем совином облике Афины напоминал лишь ее гомеровский эпитет «совоокая», этот древнейший пласт мифологии не был еще полностью изжит и отринут – о чем свидетельствуют сохранившиеся изображения светлой олимпийской богини-воительницы в образе сыча (NB: роспись краснофигурная, т.е. уже классическая):
.



Ойнохойя с изображением Афины в образе совы. 410-390 гг. до н.э., Лувр.



Священный образ совы чаще всего служит для украшения не повседневных, а ритуальных, культовых предметов; к ним, по-видимому, относится и особый тип скифоса с асимметрично расположенными ручками – т.н. «глаукс» (по-гречески «сова, сыч»; исследователи считают, что сам этот сосуд является условным изображением совы: горизонтальная ручка – «хвост», а вертикальная – «клюв»):



Глаукс. V в. до н.э., Музей Эшмолиэн, Оксфорд.

Характерно, что рядом с сычом на глауксе мы видим ветви оливы. Если вдуматься, то олива, священное дерево Афины, такой же посредник между «верхним» и «нижним» миром, как и сыч – так же выходит из под земли и устремляется вверх, к небу (то есть символический ключ у них, по существу, общий…)


Есть еще один, особый класс предметов - хотя и повседневных, но, в то же время, и «магических» - которые в Афинах почти всегда украшались изображением божественной покровительницы полиса - и также, зачастую, оливковой ветвью:




Афинская монета. (Судя по всему, монеты в Афинах начали чеканить при тиране Писистрате, то есть лишь во второй половине VI века до н.э.)





Волютный кратер, изготовленный на территории греческих колоний в Италии. Около 360 г. до н.э., Лувр.


И все же, к наступлению классической эпохи древние культы хтонических, «подземных» божеств уступили свое место «небесному», олимпийскому культу; менялась и сама мифология. Многие боги, по происхождению «подземные», стали приобретать «небесные» черты – так, грозный бог-губитель, «податель жизни и смерти» Аполлон, воплощением которого также служили  "подземные" существа: волки и мыши, трансформировался в благостного бога света и искусств. Подобно ему, исходно хтоническая Афина (Афина-сова, Афина-змея) ко времени классики уже стала «верхней», светлой богиней – дочерью небесного отца, появившейся на свет из его головы, а вовсе не из подземных глубин… В декоре этого позднеклассического кратера ясно прочитывается ее противопоставление колебателю земли (а, стало быть, властителю «нижнего мира»), владыке морской бездны Посейдону. Их противостояние подчеркнуто и тем, что сова Афины расположена в верхней, а морское чудовище Посейдона – в нижней части колонны. Здесь сова – уже лишь атрибут, так же, как и в руках римской Минервы из Лувра:



Image Hosted by pixs.ru
Минерва, мрамор и оникс, II в. н.э.

 
Впрочем, мраморные голова и руки этой статуи, за неимением подлинных, были добавлены лишь в XVIII веке – так что сова эта, увы, все же не античная… Зато ниже перед нами подлинный греческий образ великой богини Афины, обозначавший ее вечное присутствие на Афинском Акрополе наряду со скульптурами великого Фидия:




Статуя совы с афинского Акрополя. V в. до н.э.
Comments 
27th-Dec-2009 11:58 pm (UTC)
А мне сова всегда представлялась исключительно как символ тайного знания в избушке Бабы-Яги. :)
28th-Dec-2009 06:35 am (UTC)
А вот, кстати, интересно: есть ли хоть одна русская народная сказка, в ТЕКСТЕ которой упоминается, что у Яги - костяной ноги в избушке жила сова? Мне кажется, нет! Наверное, твое представление восходит к книжным иллюстрациям, или даже к сказочным кинофильмам из детства (с неизменной Ягой-Милляром :) ) - а художники-создатели этих книжек и фильмов, в свою очередь, видимо, ориентировались на что нибудь вроде картины Хальса, а вовсе не на русскую народную сказку:



таким образом, сова к нашей Яге, скорее всего, перекочевала с Запада, знаменуя собой победное шествие просвещения и демократии (но не на таких напали! :)) )

А приходилось ли тебе, Катя, читать замечательную книгу В.Проппа "Исторические корни волшебной сказки"?
28th-Dec-2009 08:54 pm (UTC)
Нет, не приходилось, а было бы интересно. Наверное корни эти либо эзотерические, либо религиозные.
28th-Dec-2009 09:54 pm (UTC)
Ха! :)

Книжка и правда очень увлекательная (хотя первая глава того... с облигатной марксистско-ленинской методологией - ну, ее можно и по диагонали...) - читается, как детектив.

Вот, например, для затравки: идет Иван по лесу, и видит: избушка на курьих ножках... Он, конечно: "Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом..." Вопрос: а что, обойти сложно было? Зачем ей непременно поворачиваться? Или, дальше - больше: Заходит он в избушку, там никого... Вдруг влетает Яга, злая, как черт: "Фу, фу, фу, русским духом пахнет... Зачем, такой-сякой, пожаловал?" - Понятное дело, гостя, который без спросу в дом залез, и обычная баба не похвалит, а уж баба Яга - тем более... - А он ей: "Что ты, дура старая, спрашиваешь? Сперва напои, накорми, а потом баньку истопи..." И она вдруг, вместо того, чтобы кочергой его отходить, совершенно успокаивается, и делает все, что он ей указывает... В чем тут дело? :)

...Я вспомнил про эту книжку в связи с неясностью деталей интерьера избушки бабы Яги, оставляющей простор для воображения художников: и со сказочным змеем ведь сходная ситуация, даже еще менее ясная... Вот что пишет Пропп:

"...Каким же представляет себе создатель или слушатель сказки змея? Оказывается, что змей в сказке, в подлинной народной русской сказке, никогда не описывается. Мы знаем, как выглядит змей, но знаем это не по сказкам. Если бы мы пожелали нарисовать змея только по материалам сказки, то это было бы затруднительно. Но некоторые черты внешнего облика змея все же могут быть вырисованы.
Змей прежде всего и всегда -- существо многоголовое... Это -- основная, постоянная, непременная черта его. Все другие черты упоминаются лишь иногда, иногда они и не приводятся, так, например, не всегда говорится, что змей -- существо летучее. Он летает по воздуху: "Вдруг видят: в версте от них летит змей". "Прилетел змей, начал виться над царевною". Но тем не менее крылья его почти никогда в связи с полетом не упоминаются, можно бы думать, что он витает по воздуху без крыльев. Тело его сказкой также не описывается. Чешуйчатый ли он или гладкий или покрытый шкурой -- этого мы не знаем. Когтистые лапы и длинный хвост с острием, излюбленная деталь лубочных картинок, в сказках, как правило, отсутствуют. Полет змея иногда напоминает полет яги. "Поднималась сильная буря, гром гремит, земля дрожит, дремучий лес долу преклоняется: летит трехглавый змей".
По-видимому, такое отсутствие описания свидетельствует о том, что сказочнику образ змея не совсем ясен. Он иногда ассимилируется с обликом героя и представлен всадником. Под змеем в этих случаях конь обычно спотыкается.
Змей существо огневое. "Летит на него лютый змей, огнем палит, смертью грозит". Как извергается этот огонь -- мы опять не знаем. О коне, например, мы подробно знаем, что огонь, искры и дым исходят из ноздрей и ушей. Здесь этого нет..."

В общем, сильная книжка. В электронном виде ее можно найти, например, здесь: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Propp_2/ - и, кажется, это не единственное место в сети. Я, правда, так читать не люблю, а уж тем более такие лакомые тексты. Эта книжка сейчас чуть ли не ежегодно выходит в России большими тиражами (а когда-то была библиографической редкостью) - так что купить ее у нас труда не составит (а может, и у вас можно найти - не знаю... Если будет время, поинтересуйся... :) )
30th-Dec-2009 01:34 am (UTC)
Интересные мысли, мы все читали сказки как данность не пытаясь их объяснить с логической точки зрения, а действительно что стоит за их символикой? Обязательно посмотрю книжку.
30th-Dec-2009 06:42 am (UTC)
О, там не просто мысли, там законченная теория... (Если хочешь, я тебе здесь эту книгу прикуплю, а когда приедешь, смогу передать...)
19th-Feb-2010 10:20 pm (UTC) - Вы попали в Топ-30 Зиуса!
Ваш пост написан настолько интересно, что вы попали в Топ-30 Зиуса самых обсуждаемых тем в Живом Журнале.
Зиус поздравляет вас с наступившим Новым 2010 Годом от Р.Х. и желает вам добра.
This page was loaded Jul 19th 2018, 2:11 am GMT.