kalinzar (kalinzar) wrote,
kalinzar
kalinzar

Categories:

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО КИПРА

GEOMETRIC_Colour_03

(NB: 13 октября сего года в ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается выставка "Искусство древнего Кипра". Все кипрские вазы геометрической эпохи, фото которых приводится ниже, входят в коллекцию ГМИИ и будут представлены на этой выставке.)



КИПРСКАЯ ВАЗОПИСЬ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ЭПОХИ
(11- 8 вв. до н.э.)

Искусство Греции и Рима, послужившее фундаментом грандиозного здания европейской культуры, всегда поражало и завораживало людей. Но у истоков его бесконечного богатства и многообразия лежит скромное искусство тех времен, когда люди вели самое примитивное, почти первобытное существование. Неудивительно, что оно рождалось из простых материалов, которые, буквально, лежали под ногами его творцов, а их творения были попросту ремесленными изделиями. Однако, стоит вспомнить, что в древности предметы быта никогда не были только утилитарными: ведь вся человеческая жизнь была пронизана мировыми ритмами и связана множеством нитей с солнцем, луной, ходом ночных светил, приливами и отливами, землетрясениями, горами, ветром – словом, со всей природой. Поэтому любой предмет, связанный с жизнью и смертью человека, становился священным. В таких условиях ремесло становилось магическим актом, а мастер – волшебником, который творил свои заклинания, нанося орнамент на поверхность сосуда. Именно это волшебство и дало первые ростки того могучего древа, которое цвело многие века – и которое мы знаем, как античное искусство.
Конечно же, современный человек хорошо осведомлен о том, что великие произведения античности не явились в одночасье, а возникли в результате многовекового развития: в любой популярной книге или учебнике по древней истории можно прочитать, что наступление классики предваряла архаическая эпоха (7-6 вв. до н.э.) – а ей, в свою очередь, предшествовал период так называемых «темных веков» (11-8 вв до н.э.), который начался после гибели микенской цивилизации в результате нашествия диких дорийских племен. Мы узнаем, что дворцы и хозяйственные постройки микенцев были разрушены, города опустошены, а жители, пытаясь спастись от невзгод, странствовали в поисках земель, пригодных для существования.
Действительно, рубеж 2-го и 1-го тысячелетий до нашей эры стал переломным, кризисным временем в истории Эллады. Но процесс разрушения и упадка, как это часто бывает, не был абсолютным и необратимым: на развалинах постепенно возникала новая культура. Вопреки мрачному наименованию, «темные века» все же стали созидательной эпохой: именно в это время сформировались многие из крупнейших полисов, которым было суждено сыграть ключевую роль в греческой истории, и именно тогда зародился и сформировался геометрический стиль вазописи. А залогом его развития стало освоение мастерами гончарного круга – одного из важнейших технологических открытий микенской культуры, унаследованных греками. Именно благодаря ему стало возможным достичь логической ясности формы и конструктивной уравновешенности, столь характерных для нового стиля. Упорядоченный ритм геометрического орнамента, благодаря которому этот стиль получил свое название, лишь подчеркивает и выявляет пропорциональные соотношения и соразмерность отдельных частей вазы.
Наиболее полного и очевидного успеха на пути совершенствования геометрического стиля достигла аттическая вазопись. Одним из самых ярких ее примеров служит знаменитая Дипилонская амфора из некрополя Керамик в Афинах.

Booklet-GEOMETRIC_01
        Амфора из Керамика, Афины (т.н. Дипилонская амфора), середина 8 в. до н.э.

И все же выдающимися произведениями аттической вазописи искусство геометрики отнюдь не исчерпывалось. Формирование и развитие региональных школ происходило параллельно в разных регионах Греции: на Кикладах, в Коринфе, Аргосе, Фивах. Одним из важнейших центров геометрической вазописи стал и Кипр.
В отличие от материковой Греции, острова не коснулось разрушительное дорийское нашествие – поэтому кипрская керамика сохранила множество черт, восходящих к микенской эпохе. Одной из самых характерных является свобода и мягкость формы, которая контрастирует с резкими, словно выточенными из металла, профилями аттических ваз.

GEOMETRIC_Black&WHITE_02
Кувшин. Микены, 15-14 в. до н.э.
GEOMETRIC_Black&WHITE_03
Бихромная ойнохоя с яйцевидным туловом и декором полос. Кипр, 9-8 в. до н.э.

Кипрская глина светлее аттической, и, к тому же, имеет несколько шероховатую фактуру; поэтому поверхность керамики не дает резких бликов – а это лишь способствует общему ощущению мягкости. С бежеватым пастельным тоном глины хорошо сочетается и матовая краска: роспись выглядит гораздо более «спокойной», чем у аттических ваз, с их плотным слоем черного лака, который резко выделяется на бликующем красноватом фоне глины. При этом, в отличие от аттических, среди кипрских геометрических сосудов нередко встречаются и двуцветные («бихромные») – такие вазы расписаны не только черной (или темно-коричневой), но и красно-коричневой, или даже рыжевато-оранжевой краской. Так выразилась в творчестве вазописцев одна из самых характерных черт искусства Древнего Кипра – любовь к яркости и многоцветью.

GEOMETRIC_Colour_01
Бихромная чаша с пурпурной полосой. Кипр, 9-7 в. до н.э.
GEOMETRIC_Colour_02
Бихромная амфора с полосами и волнистой линией. Кипр, 9-8 в. до н.э.

Основным элементом росписи почти любой кипрской вазы геометрического периода являются декоративные пояса; они могут состоять из одной или нескольких горизонтальных полос и линий.

GEOMETRIC_Black&WHITE_04
Бихромная амфора с фризами полос. Кипр, 9-8 в. до н.э.

GEOMETRIC_Black&WHITE_05
Бихромная ойнохоя с фризом полос на тулове. Кипр, 8-7 в. до н.э.

Эти пояса, располагаясь на тулове, шейке и венчике сосуда, делят его на несколько широких фризов; они могли украшаться различными видами орнамента. Следует заметить, что такое композиционное решение вполне соответствует общим принципам геометрики: сходным образом расписывались вазы и в Греции. Однако, декор кипрских ваз расположен гораздо менее плотно, чем на аттических сосудах – в отличие от них, здесь совсем нет «боязни пустого пространства». Кипрские мастера нередко ограничиваются украшением лишь одного из фризов (чаще всего на плечиках или шейке, иногда на тулове) – причем роспись зачастую состоит лишь из центрального орнаментального элемента, иногда сопровождаемого парой боковых; остальные же участки светлой глины намеренно оставлены пустыми. Кроме того, в декоре кипрских ваз практически никогда нет ощущения угловатой напряженности, которую, например, создает такой типично греческий вид геометрического орнамента, как меандр.

GEOMETRIC_Black&WHITE_06_meandr
Меандр. Деталь росписи геометрического кратера. Остров Мелос, 3-я четверть 8 в. до н.э.

На Кипре в это время его знали лишь по привозным, импортным сосудам. Киприоты предпочитали ему простой и спокойный мотив волнистой линии, которым очень часто украшали фриз в зоне ручек или на шейке вазы. По всей видимости, этот, последний орнамент, нередко встречающийся еще в микенских росписях, восходит к бронзовому веку. Отзвуком той эпохи можно считать и распространенный на Кипре декоративный прием противопоставления светлого тулова и более интенсивно окрашенной шейки – в отличие от большинства греческих (и, в частности, аттических) ваз, у которых, как правило, более темной, «тяжеловесной», была именно нижняя часть.

GEOMETRIC_Black&WHITE_08
Амфора из Керамика, Афины, 2-я половина 9 в. до н.э.
GEOMETRIC_Black&WHITE_07
Белофонная амфора с концентрическими кругами и сетчатыми треугольниками на плечиках. Кипр, 9-8 в до н.э.

В свою очередь, резкие, ломаные линии, подобные тем, что составляют орнамент меандра, использовались кипрскими мастерами редко и чрезвычайно экономно. Один из немногих примеров – мотив треугольника, обращенного вершиной вверх; он нередко украшает центр главного орнаментального фриза.

GEOMETRIC_Black&WHITE_09
Бихромный кратер с декором сетчатых треугольников и зигзагов. Кипр, 10-9 в. до н.э.

В большинстве случаев такой треугольник обведен по верхнему краю угловатой «крышей», которая повторяет его очертания, а его внутреннее пространство заполнено сетчатым декором. Следует отметить, что орнамент ромбической сетки – один из наиболее излюбленных в кипрской вазописи среднебронзового века (1900-1600 гг. до н.э.); видимо, и здесь мы сталкиваемся с далеким отголоском тех времен.

Но, наверное, самым типичным для кипрских ваз видом геометрического орнамента являются концентрические круги. Они могут располагаться в самых различных последовательностях и комбинациях; здесь вазописцы дают волю своей фантазии. Этот мотив, подобно многим из перечисленных выше, не является на Кипре новшеством (также восходя к эпохе бронзы) – но именно в геометрике он становится универсальным, и украшает все возможные вазовые формы – от миниатюрных чаш до монументальных амфор и гидрий.

Booklet-GEOMETRIC_14
Белофонная чаша с декором концентрических кругов. Кипр, 9-7 в. до н.э.


GEOMETRIC_Colour_03
Бихромная амфора с фризом тройных кругов. Кипр, 9-8 в. до н.э.

GEOMETRIC_Colour_04
Белофонная гидрия с фризом концентрических кругов. Кипр, 8 в. до н.э.

Круги, входящие в декор одной вазы, имеют идеальную геометрическую форму и, как правило, совпадают по размеру. Такая точность исполнения достигалась механическим нанесением орнамента – при помощи циркуля и многосоставной кисти. В начале 1-го тысячелетия до нашей эры эти инструменты были хорошо известны вазописцам и в других областях греческого мира, но нигде, кроме Кипра, декор в виде концентрических кругов не использовался столь широко и многообразно.

Приведенные примеры наглядно демонстрируют, что вазопись кипрской геометрики предельно абстрактна. В самом деле, фигуры животных и людей, которые в эту эпоху уже повсеместно украшают греческие сосуды, на Кипре почти не встречаются. Даже растительный орнамент, столь широко распространенный в древности во всех окружающих областях, и на западе и на Востоке от острова, здесь практически отсутствует.
Но все же, Кипр совсем не был изолирован от окружающего мира – об этом, в частности, свидетельствуют и композиции росписей: так, например, протяженные фризы кипрских ваз нередко разделяются вертикальными планками орнамента на квадратные или прямоугольные ячейки, метопы. Подобная структура декора очень широко распространена в греческой геометрике. При этом для украшения центральных метоп фриза и в самой Греции, и на Кипре часто используются солярные символы (такие, например, как свастика).

GEOMETRIC_Black&WHITE_10
Бихромный кубок на ножке с геометрическим декором. Кипр, 9-8 в. до н.э.

Сходный прием мы встречаем в композициях, украшающих широкие донца блюд: прямоугольные и треугольные элементы делят на равные сектора широкое кольцеобразное обрамление, а в его центре – солярный орнамент в виде «мальтийского» креста, окруженного концентрическими кругами.

GEOMETRIC_Colour_05
Бихромное блюдо с мальтийским крестом в центре донца. Кипр, 9-8 в. до н.э.

Постоянство используемых элементов декора, в сочетании с намеренным избеганием изображений человека и животных (которые, без сомнения, хорошо были известны обитателям острова по привозным изделиям) говорит о принципиально знаковом, символическом характере кипрской геометрической вазописи. Сосуд в эту эпоху воспринимается, как образ мироздания; очевидно, каждый из видов орнамента служил своего рода «иероглифом», восходящим к одному из важнейших атрибутов космоса. Точного значения этих «иероглифов» мы теперь уже не знаем – и, тем не менее, в концентрических кругах и крестообразных элементах интуитивно угадываем образы солнца и других светил; в треугольниках с обращенной вверх вершиной – образы гор; в протяженной волнистой линии – образ водной стихии и т.д. Но абстрактный характер кипрского искусства позволяет и иную их трактовку. Ведь по античным представлениям, космос был одушевлен, и, в этом смысле, подобен человеку.

GEOMETRIC_Colour_06
Белофонная амфора с пояском кругов на шейке. Кипр, 8-7 в. до н.э.

Действительно, стоит лишь немного дать волю воображению – и в очертаниях кипрской геометрической вазы (например, амфоры на фотографии) с легкостью узнается антропоморфное живое существо. «Иероглифы», в которых мы только что видели образы природных сил, читаются теперь по-другому: концентрические круги на шейке – это глаза, зорко смотрящие по сторонам; треугольник на «груди» сосуда – его сердце; волнистая линия – кровь (для древнего человека – синоним жизни); горизонтальные полосы на тулове – пояс и ожерелье; крестообразно расписанный венчик – головной убор, наподобие тюрбана.

Ясность формы, строгая цельность и тщательно взвешенная симметрия декора кипрских ваз геометрики убедительно свидетельствуют о единстве и гармонии внешнего и внутреннего мира, о неумолимой справедливости и царственной мудрости законов космоса. Степенные и величественные, словно древние божества, они обращаются к нам на священном языке своих росписей, и мы можем расслышать их голоса: «Вот ТАК устроен мир – таким он создан и таким пребудет навечно – а иначе и быть не может…» – Упорядоченный язык простых символов, на котором они вещают, также остается неизменным на протяжении нескольких веков.
Лишь в конце геометрического периода в этом языке происходят некоторые изменения. Мы замечаем, как он становится более многословным и дробным: усложняется композиция росписей, измельчаются орнаменты, но, главное – уходит былая строгая симметрия. Одним из наиболее ярких примеров геометрической росписи, где размеренность и простота уступают место изощренной сложности и орнаментальной насыщенности, является декор донца позднегеометрического блюда из коллекции ГМИИ.

GEOMETRIC_Colour_07
Бихромное блюдо со сложным геометрическим декором на донце, деталь. 8-7 в. до н.э.

Другим интересным примером асимметричной композиции служит фриз кратера в форме большого кубка.

GEOMETRIC_Black&WHITE_11
Белофонный кратер с фризом ромбов и фигуркой коня, общий вид. Кипр, 9-8 в. до н.э.

Очень необычным выглядит, что фризы на разных сторонах этой вазы абсолютно различны. Другая важная – и тоже очень редкая для кипрской геометрики! – особенность ее росписи – присутствие на одном из фризов схематичной фигурки копытного животного (скорее всего, коня).

GEOMETRIC_Colour_08
Белофонный кратер с фризом ромбов и фигуркой коня, деталь. Кипр, 9-8 в. до н.э.

Эти композиции предвосхищают грядущий переход к следующему стилю кипрской вазописи, который произошел в во второй половине 8-го века до н.э.

…Чувство нерушимой цельности и абсолютной неизменности мироздания понемногу покидает образный мир кипрских ваз. На смену геометрике приходит более дерзкая, более яркая и динамичная эпоха, в искусстве которой символы вечного и неизменного сменяются образами, проникнутыми острым ощущением горячего биения жизни – эпоха архаики.
Booklet-GEOMETRIC_23_end
Архаическая бихромная ойнохоя в стиле "свободного поля". Кипр, 7 в. до н.э. (Музей Метрополитен).

Tags: Древний Кипр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments